среда, 17 августа 2016 г.

Меджибож: что смотреть

Меджибож расположен примерно в 30 км от Хмельницкого, в месте слияния рек Южный Буг и Бужок. Отсюда и его название: в переводе на современный язык - «Между Бугами».
Сказать, что у Меджибожа – большой потенциал, как у туристического центра, значит ничего не сказать. Небольшой, по нынешним меркам, городок символизирует не только место между двумя реками, он ещё и между культурами нескольких народов. Поляки, украинцы и евреи в равной мере оставили здесь свои следы. Всем им есть на что посмотреть здесь и что вспомнить. Вот только впечатление у всех будет весьма неоднозначным.

Еврейское наследие в Меджибоже процветает. Исторические объекты старательно отреставрированы, инфраструктура развивается в арифметической прогрессии: здесь уже есть еврейские отели, культурные центры, улица имени Баал-Шем-Това и множество табличек на иврите по всему городу. Иногда кажется, что действие происходит вообще не в Украине. Тем более, что украинско-польские памятки культуры находятся в плачевном состоянии.

Но обо всём по порядку.
Чтобы попасть в Меджибож, нужно свернуть с трассы Хмельницкий-Летичев и пересечь село Требухивцы. В Требухивцах уже есть на что посмотреть. Во-первых, тут расположен источник Баал-Шем-Това.
Справка для непосвящённых: Баал-Шем-Тов (сокращённо Бешт) – известный еврейский святой и основатель хасидизма, весьма мистически-ориентированного направления в иудаизме. Будучи ещё весьма молодым, он уже предпочитал большую часть своего времени посвящать молитве. Однако, согласно нормам иудаизма, человек может считаться полным только после женитьбы. Так что у Баал-Шем-Това не было выбора, приходилось ещё и обеспечивать семью. Он зарабатывал на жизнь изготовлением кирпичей в окрестностях Меджибожа, как раз на месте нынешних Требухивцев. В перерывах между работой будущий святой занимался тем, в чём видел своё призвание – молитвой. Еврейские религиозные нормы не позволяют молиться с грязными руками, так что Баал-Шем-Тов совершал в данном источнике омовение, а потом приступал к разговору со Всевышним.
Общение было эффективным. Святой удостоился одной из наивысших милостей – узнал настоящее имя Бога.
Данное имя многократно упоминается в Пятикнижии Моисея. Секрет в том, что данные книги записаны на древнееврейском, в котором не было букв, обозначающих гласные звуки. Так что имя состоит из четырёх согласных, и точное его произношение неизвестно широким кругам читателей Слова Божьего. Всевышний сообщает его в личной беседе тем, кого сочтёт достойным. Нужно ли добавлять, что таких людей не может быть много? Отсюда и всё то почтение, которое евреи испытывают ко всему, связанному с Баал-Шем-Товом. На месте того самого источника сейчас возведена миква – место для ритуальных омовений.
Чуть далее, по пути к Меджибожу, стоит историческая памятка уже другой религии – церковь св. Иоанна Богослова, построенная в начале 19-го века.

Следующий пункт в списке достопримечательностей – меджибожский замок. Лично меня он впечатлил больше, чем замок в Каменце-Подольском. Каменец-Подольская твердыня выполняла, в первую очередь, охранную функцию. С этой же целью был построен и замок в Староконстантинове. А вот меджибожский замок – это полноценная резиденция воевод Сенявских, укрепивших его башнями и выстроившими внутри стен настоящий дворец. Позже дворец был достроен и украшен следующими владельцами – Чарторыйскими.

На данный момент замок полуразрушен. Но даже в таком состоянии он впечатляет. Радует то, что нынешние хозяева стараются привести в порядок то, на что хватает денег, и ищут деньги на то, что в порядок пока ещё не приведено. Увы, ещё долго не будет отреставрирован дворец Сенявских-Чарторыйских (уж очень это дорого). На его территорию не пускают из соображений безопасности. Наслаждайтесь осмотром укреплений, церкви и не забудьте посетить внутризамковые музеи.
Буквально из ворот замка уже видны руины Троицкого костёла, построенного всё теми же Сенявскими в 17-м веке. К сожалению, состояние церкви ещё хуже, чем дворца в меджибожском замке, и этот факт уж точно никого не беспокоит. Окрестности замка используют как туалет и курилку – увы!

Опечалившись состоянием украинско-польских памяток города, возвращайтесь к осмотру памяток истории еврейской. Точнее, хасидской. Здесь уж всё позитивней некуда. За последние годы возвращён первозданный вид старой синагоге (она же Бейт мидраш) и синагоге Бешта. 

Ухоженными выглядят еврейские кладбища - их здесь два. Рядом – информационные таблички на нескольких языках, паломники из Израиля, США и прочих мест, где живут хасиды. Также растут, как грибы после дождя, места для ночлега, магазины и протча-протча.
Главное место, привлекающее в Меджибож евреев, это, конечно же, могила того самого Баал-Шем-Това. Сама она представляет собой мраморное надгробие, над которым возведён небольшой мавзолей, образчик ближневосточной архитектуры в современном исполнении. Внутрь пускают всех, однако важно попасть сюда не в вечер пятницы и не в субботу, когда у евреев шаббат. В эти дни допуска к могиле нет.
Место обладает особенной энергетикой. Есть ещё одна интересная особенность. Внутри мавзолея есть ящики для цдаки, то есть для пожертвований. Замечено мною лично: стоит положить сюда деньги, и они возвращаются, преумноженные в несколько раз, в ближайшее время. Обязательно из неожиданного источника. Даже при том, что я не отношусь к еврейскому народу. Главное – класть с искренними намерениями, что несложно. Приятно, когда люди уважают свою историю, хочется внести в это свою лепту. Жаль, что украинцы ещё этого не умеют и учиться не хотят.
От могилы Баал-Шем-Това следует двигаться в направлении, противоположном меджибожскому замку. Здесь находится так называемый турецкий столб, о котором идут споры – действительно ли он турецкий. Есть версия, что он был воздвигнут над могилой военачальника Порты, а потом использовался как часовня. Студенты-архитекторы из Харькова посчитали эту версию ошибочной. Я – не архитектор, но бывала в Стамбуле и видела турецкие кладбища. Данное сооружение действительно ничем их не напоминает. Посетите и составьте собственное мнение. Кто знает, может когда-нибудь эта историческая мини-загадка и будет решена.

Чуть дальше находится часовня-ротонда, когда-то бывшая частью городских укреплений, а позже перестроенная в культовое сооружение. Зданию уже порядка 400 лет. Пожалуй, оно находится в наиболее плачевном состоянии из всех исторических объектов Меджибожа. Землю в своё время распределили так, что часовня оказалась на частном подворье, и хозяева не нашли ей лучшего применения, чем сделать сарай. На вопрос, не испытывают ли они угрызений совести, последовал потрясающей логичности ответ: «А нам сельсовет на эту церковь денег не даёт!»
В этой же части города находится дворянское кладбище с разграбленными могилами. Как видим, христиане в Меджибоже не чтут ни святые места, ни своих усопших. Роль праведников в этом Содоме играют представители совсем другой религии.

Что ж, остаётся верить в то, что украинцы таки возьмутся за голову и их собственная история не будет выглядеть настолько жалкой на фоне истории евреев в Украине. К тому же, при правильном менеджменте, деньги, инвестированные в туристическую отрасль Меджибожа, вполне могут окупить себя в обозримом будущем.
No pasaran, братья-украинцы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий